Обеспечение прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания
ПРОЕКТ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обеспечение прав лиц, содержащихся
в местах принудительного содержания
Учебно-методическое
пособие для членов общественных
наблюдательных комиссий
Москва, 2010
Попова Е. Э., Пятакова А.И., Скиба А.П. Осуществление общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания:
В работе рассматриваются различные аспекты организационно-правовых и иных проблем в области осуществления общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания и предлагаются научно-практические и методические рекомендации по его осуществлению. Изложенная в работе точка зрения по данной проблематике не является окончательной, и рассматриваемые вопросы подтверждают необходимость их дальнейшей интенсивной разработки более широким кругом исследователей.
Учебно-методическое пособие предназначено для членов общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, сотрудников уголовно-исполнительной системы, правоохранительных и иных государственных органов, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.
Сведения об авторах:
Попова Елена Эдуардовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, декан юридического факультета Международного юридического института
Пятакова Александра Игоревна – председатель Ростовского регионального отделения Общероссийского общественного фонда «Российский фонд поддержки правозащитных и гуманитарных программ», член общественной наблюдательной комиссии Ростовской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
Скиба Андрей Петрович – доцент кафедры процессуального права юридического факультета Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), кандидат юридических наук, доцент, член общественной наблюдательной комиссии Ростовской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
Рецензенты:
Доктор юридических наук, профессор Кашуба Юрий Анатольевич
Доктор социологических наук, профессор Шевченко Александр Михайлович
1. ПОДГОТОВКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОСЕЩЕНИЯ МЕСТА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Подготовка к осуществлению посещения мест принудительного содержания, должна включать решение определенных вопросов:
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
1. В связи с наличием многообразия законодательных положений, регламентирующих права, обязанности, свободы и законные интересы лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, достаточно сложных организационных механизмов функционирования самих учреждений, необходимо определиться какое направление деятельности будет подвергаться контролю (проверке) со стороны членов общественной наблюдательной комиссии.
2. Необходимо помнить и о том, что не все члены общественной наблюдательной комиссии имеют юридическое образование, опыт работы с государственными структурами, в том числе в области защиты прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания. В этой связи с учетом профессиональной подготовки членов общественной наблюдательной комиссии целесообразно построить работу комиссии по отдельным направлениям.1 Несмотря на достаточно широкий круг вопросов, подлежащих разрешению членами общественной наблюдательной комиссии, по отдельным критериям можно выделить различные виды направлений, которыми бы «специализированно» занимались группы членов общественной наблюдательной комиссии:
- в зависимости от правового статуса лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, можно заниматься обеспечением условий содержания в отношении:
1) административно задержанных лиц,
2) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,
3) осужденных к лишению свободы и т.д.;
- в зависимости от ведомственной принадлежности можно «специализироваться» на осуществлении функций общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания, находящихся в ведении:
1) ОВД,
2) ФСИН,
3) Минобороны и др.;
- в зависимости от личностных характеристик можно заниматься обеспечением прав и свобод отдельных категорий лиц, содержащихся в местах принудительного содержания:
1) женщин, в том числе имеющих малолетних детей,
2) несовершеннолетних,
3) инвалидов,
4) лиц, имеющих тяжелые заболевания,
5) иностранных граждан, и т.д.;
- в зависимости от конкретных прав, содержащихся лиц, возможно «специализироваться» на их защите в области:
1) медицинского обеспечения,
2) социального обеспечения,
3) обжалования действий уголовно-процессуальных органов и сотрудников мест принудительного содержания,
4) получения квалифицированной юридической помощи и т.п.
3. Каждое направление работы общественной наблюдательной комиссии также должно иметь информационное, правовое и организационное насыщение в зависимости от вида места принудительного содержания.
4. Необходимо определить задачи, стоящие перед каждым членом общественной наблюдательной комиссии (группы общественной наблюдательной комиссии), при необходимости – специализацию каждого члена группы при посещении мест принудительного содержания.
5. Перед посещением мест принудительного содержания необходимо:
- изучить законы и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность места принудительного содержания, а также условия и порядок содержания в нем лиц;
- познакомиться с критическими и положительными оценками деятельности подразделения, посещение которого предстоит, в средствах массовой информации, Интернете, на официальных сайтах ведомств, которым подчинены места принудительного содержания;
- определить лиц, с которыми было бы целесообразно встретиться перед посещением подразделения. При проведении таких встреч можно выявить дополнительные направления и объекты проверки;
- составить примерный план посещения подразделения, в котором определить основные направления и объекты проверки;
5. При посещении места принудительного содержания члены общественной наблюдательной комиссии (группы общественной наблюдательной комиссии) должны быть обеспечены:
- ручкой, бумагой (блокнотом) для каждого члена группы;
- набором нормативно-правовых актов2 с учетом специфики направления контроля и ведомственной принадлежности МПС;3
- фотоаппарат и диктофон для фиксации данных.
II. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ:
1. Методы деятельности членов общественной наблюдательной комиссии не должны приводить к конфликтным ситуациям и обострять отношения между администрацией мест принудительного содержания и содержащимися в них лицами.
Обеспечение прав и свобод человека требует четкого взаимодействия между членами общественной наблюдательной комиссии, администрацией места принудительного содержания, а также контрольно-надзорными и иными государственными органами. Для этого необходимо установить правила взаимоотношений членов общественной наблюдательной комиссии с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, и сотрудниками соответствующих государственных органов.
Члену общественной наблюдательной комиссии при работе с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, рекомендуется:
- учитывать неформальные правила и традиции учреждения;
- иметь представление о специфике взаимоотношений между лицами, содержащимися в месте принудительного содержания, и администрацией, в том числе о мерах поощрения и взыскания, применяемых в месте принудительного содержания для исключения манипуляций собой со стороны лиц, содержащихся в нем;
- не использовать при беседах с лицами, содержащимися в месте принудительного содержания, сленговых выражений, жаргона, нецензурных выражений, интонации унижающей собеседника;
- четко придерживаться рамок полномочий в области общественного контроля, цели бесед, ориентации лиц, содержащихся в месте принудительного содержания, на перспективу дальнейшего взаимодействия с общественной наблюдательной комиссией, сотрудниками места принудительного содержания и пр.;
- при проведении бесед члена общественной наблюдательной комиссии с сотрудниками места принудительного содержания рекомендуется учитывать особенности личности последнего и условия его работы, прежде всего:
- специфику профессии,
- факторы экстремальности,
- контингент лиц, содержащихся в месте принудительного содержания,
- низкую престижность профессии, особенно в крупных городах и мегаполисах и др.
- при планировании бесед с сотрудниками места принудительного содержания члену общественной наблюдательной комиссии предлагается исходить из понимания:
- важности сотрудничества,
- корректного и взаимовежливого общения,
- определения четких целей и задач встречи,
- перспектив сотрудничества.
Член общественной наблюдательной комиссии должен занять совещательную позицию, проявлять толерантность и независимость суждений, открытость для дальнейшего совместного сотрудничества.
III. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наряду с наличием российских нормативно-правовых и международных документов (см. Приложение 2), членам общественных наблюдательных комиссий полезно иметь подборку книг, посвященных проблематике обеспечения и защиты прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания. Несмотря на разные годы издания, ряд рассматриваемых в них принципиальных вопросов и методик защиты прав человека по-прежнему актуальны и полезны для эффективной деятельности членов общественных наблюдательных комиссий.
Кроме того, значительный объем информации о текущей правоприменительной деятельности различных государственных структур и институтов гражданского общества, в том числе в области соблюдения и защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, размещается на страницах периодических федеральных, региональных и ведомственных изданий:
1. Журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы»
Тема:
Освещение деятельности уголовно-исполнительной
системы Минюста России.
Распространяется
на территории:
Россия, страны ближнего зарубежья
Почтовый
адрес: 125130,
Москва, ул.Нарвская, д.15/А
Телефон:
205-32-30
Свидетельство:
19098
Регистрация:
14.07.1999
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
Министерство юстиции РФ
Язык:
русский
Периодичность
издания: 1
раз в квартал
С различными номерами электронной версии журнала можно ознакомиться через Информационно-правовой портал ЗАКОНиЯ: http://www.zakonia.ru/links/1784/info?menu=1715
2. Журнал «Преступление и наказание»
Тема:
Освещение деятельности учреждений и
органов, исполняющих уголовные
наказания.
Распространяется
на территории:
Россия, зарубежные страны
Почтовый
адрес: 125130,
Москва, ул.Нарвская, д.15/А
Телефон:
200-53-23
Свидетельство:
1467
Регистрация:
14.07.1999
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
Министерство юстиции РФ
Язык:
русский
Периодичность
издания: 1
раз в квартал
С различными номерами электронной версии журнала можно ознакомиться через Информационно-правовой портал ЗАКОНиЯ: http://www.zakonia.ru/links/1784/info?menu=1715
3. Газета «Казенный дом»
Тема:
Освещение деятельности уголовно-исполнительной
системы Минюста России, учреждений и
органов, исполняющих уголовные
наказания.
Распространяется
на территории:
Россия, страны ближнего зарубежья
Почтовый
адрес: 125130,
Москва, ул.Нарвская, д.15/А
Телефон:
200-53-23
Свидетельство:
19097
Регистрация:
14.07.1999
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
Министерство юстиции РФ
Язык:
русский
Периодичность
издания: 1
раз в квартал
С различными номерами электронной версии газеты можно ознакомиться через Информационно-правовой портал ЗАКОНиЯ: http://www.zakonia.ru/links/1784/info?menu=1715
4. «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации»,
Тема:
Официальная информация Минюста РФ.
Научные статьи по вопросам органи- зации
деятельности органов юстиции.
Распространяется
на территории:
Россия
Почтовый
адрес: 117415
Москва, пр-т Вернадского, 37, к.2, офис
439
Телефон:
938-92-85
Свидетельство:
17148
Регистрация:
04.02.1998
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
ЗАО «Издательство Спарк»; Министерство
юстиции Российской Федерации
Язык:
русский
Периодичность
издания: 1
раз в месяц
5. Журнал «Уголовно-исполнительное право»
Тема:
Юридическая; психологическая;
экономическая; уголовно-исполнительная
специализация.
Распространяется
на территории:
Россия
Почтовый
адрес: 390036,
г. Рязань, ул. Сенная, д. 1
Телефон:
25-31-10
Свидетельство:
ФС77-22078
Регистрация:
14.10.2005
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
ФГОУВПО «Академия права и управления
Федеральной службы исполнения
наказаний»
Язык:
русский
Периодичность
издания: 2
раза в год
6. Журнал «Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление»
Тема:
Законодательство, правовое регулирование,
актуальные проблемы уголовно-исполнительной
системы.
Распространяется
на территории:
Россия, СНГ, зарубежные страны
Почтовый
адрес: 117049
г.Москва, Ленинский пр-т, дом 1/1, оф.
1205
Телефон:
951-88-28
Свидетельство:
77-17321
Регистрация:
06.02.2004
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
ЗАО «Издательская группа «Юрист»
Язык:
русский
Периодичность
издания: 1
раз в квартал
7. Журнал «Человек и закон»
Журнал «Человек и Закон» учрежден в декабре 1970 года.
Учредители — Министерство юстиции Российской Федерации и ООО «Журнал «Человек и Закон».
Журнал издается ежемесячно.
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Свидетельство о регистрации ПИ ФС77-23853 от 7 апреля 2006 года).
Адрес редакции: 129110, город Москва, Олимпийский проспект, дом 22. Телефоны (495) 681-68-12, 951-60-69.
E-mail: avtor@ibb.ru
8. Газета «Опасный возраст»
Общественно-правовая газета для молодых «Опасный возраст» печатается на мелованной бумаге на 16-ти полосах в цвете. Эта информация для тех, кто не знает, что есть такое издание у Объединенной редакции МВД России. Выходит «Опасный возраст» раз в месяц. Темы публикаций - многообразная жизнь современного подростка, что ему мешает стать полноправным членом общества и кто ему не позволяет свернуть с правильного пути.
Адрес ГУ «Объединенная редакция МВД России» и газеты «Опасный возраст»: 127434, г. Москва, Ивановский пр., д. 18.
Телефоны: 619-80-88, 976-66-44, 977-03-66 (реклама).
Факс: 976-87-19.
Подписной индекс - 32647
Электронная почта: ov@ormvd.ru
9. Газета «Щит и меч»
Тема:
Освещение деятельности органов внутренних
дел по борьбе с преступностью.
Распространяется
на территории:
Россия, СНГ
Почтовый
адрес: 127434
Москва, Ивановская, 24
Телефон:
976-66-44
Свидетельство:
110511
Регистрация:
08.02.1996
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
Федеральное государственное учреждение
«Объединенная редакция МВД РФ»;
Министерство внутренних дел РФ
Язык:
русский
Периодичность
издания: 1
раз в неделю
С электронной версией различных номеров газеты можно познакомиться на сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в разделе: Милицейские СМИ: http://www.mvd.ru/smi/55/845/
10. Журнал «Содружество»
Тема:
Специализированная информационная в
правоохранительной сфере.
Распространяется
на территории:
Россия, зарубежные страны
Почтовый
адрес: 127401,
г. Москва, Ивановский пр-д, д. 18
Свидетельство:
ФС77-25446
Регистрация:
07.09.2006
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
Бюро по координации борьбы с организованной
преступностью и иными опасными видами
преступлений на территории государства
- участников Содружества Независимых
Государств
Язык:
русский
11. Журнал «Милиция»
Тема:
Информирование читателей о работе
милиции и других правоохранительных
органов по профилактике
правонарушений.
Распространяется
на территории:
Россия, СНГ и др
Почтовый
адрес: 127434
Москва, Ивановская, 24
Телефон:
976-66-44
Свидетельство:
110510
Регистрация:
09.02.1996
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
Федеральное государственное учреждение
«Объединенная редакция МВД РФ»;
Министерство внутренних дел РФ
Язык:
русский
Периодичность
издания: 1
раз в месяц
12. Журнал «Профессионал»
Тема:
Юридическая, научно-методическая
информация для работников органов
внутренних дел.
Распространяется
на территории:
Россия
Почтовый
адрес: 127434,
Москва, Ивановская, 24
Свидетельство:
110537
Регистрация:
09.04.1993
Территория
управления:
общероссийское издание
Учредитель:
Федеральное государственное учреждение
«Объединенная редакция МВД РФ»
Язык:
русский
Периодичность
издания: 1
раз в 2 месяца
В своей работе член общественной наблюдательной комиссии может руководствоваться информацией, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, министерств и ведомств:
Официальные сайты:
Федеральные органы законодательной и исполнительной власти:
- Президент Российской Федерации: http://president.kremlin.ru/
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://council.gov.ru/
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.duma.ru/
- Счетная палата Федерального собрания Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/ru/
- Правительство Российской Федерации: http://www.government.ru/
Федеральные министерства
- Министерство внутренних дел Российской Федерации: http://mvd.ru/
- Министерство юстиции Российской Федерации: http://www.minjust.ru/ru/
- Министерство обороны Российской Федерации: http://www.mil.ru/
- Министерство иностранных дел Российской Федерации: http://www.mid.ru/
- Министерство образования и науки Российской Федерации: http://www.ed.gov.ru/
Федеральные службы
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации: http://www.fsb.ru/
- Федеральная служба исполнения наказаний: http://www.fsin.su/
- Служба внешней разведки Российской Федерации: http://svr.gov.ru/
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: http://www.gnk.gov.ru/
- Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/
- Федеральная служба судебных приставов: http://www.fssprus.ru/
Государственные фонды Российской Федерации
- Пенсионный фонд Российской Федерации: http://www.pfrf.ru/
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: http://www.ffoms.ru/
Учреждения:
- Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации: http://www.scli.ru/
- Российская Национальная Библиотека: http://www.nlr.ru/
- Российский федеральный центр судебной экспертизы: http://www.sudexpert.ru/
- Общественная палата Российской Федерации: http://oprf.ru/
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: http://ombudsman.gov.ru/
Таким образом, для эффективной реализации общественных контрольных полномочий членами общественных наблюдательных комиссий необходимо первоначальное решение следующих общих вопросов:
- систематизация и постоянное расширение знаний действующего законодательства, в том числе международных документов, и его тщательное изучение по отдельным направлениям;
- систематическая работа с книгами правовой направленности, периодическими изданиями федерального, регионального и ведомственного уровня;
- установление и постоянное развитие партнерских отношений с коллегами, как в самой комиссии, так и из других регионов;
- создание основ уважения к сотрудникам правоохранительных органов и иных субъектам правоотношений, обеспечение устойчивых тенденций к сотрудничеству, а не к конфликтам;
- реализация своего позитивного созидательного потенциала через личное участие, содействие и вклад в решение проблем защиты прав человека, и особенно лиц, находящихся в местах принудительного содержания (исходя из полномочий общественной наблюдательной комиссии);
- планирование деятельности, создание условий для адекватной оценки ситуации, не пренебрегая заключениями специалистов, в том числе работающих в соответствующих правоохранительных органах.
II. ПОСЕЩЕНИЕ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
§1. Общие рекомендации по организации инспекций.
Работа по планированию посещения мест принудительного содержания
Периодичность посещения мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля членами общественных наблюдательных комиссий, определяется в зависимости от планов работы комиссии, поступления жалоб, обращений и различных материалов от содержащихся лиц, их родственников, от государственных структур и негосударственных институтов, опубликования соответствующих нарушений законности в средствах массовой информации, а также при наличии иных сигналов о серьезных нарушениях в деятельности места принудительного содержания.
После определения объекта общественного контроля, члены общественной наблюдательной комиссии должны наметить план проведения инспекции. Перед составлением плана, членам общественной наблюдательной комиссии необходимо ознакомиться с общей информацией о месте принудительного содержания, его специфики, ведомственной принадлежности и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок его деятельности и условиями содержания в нем лиц.
В план рекомендуется включать:
- цели и задачи инспектирования;
- наименование места принудительного содержания, которое подлежит посещению;
- категорию лиц, обеспечению соблюдения прав которой посвящено это посещение;
- перечень основных вопросов, на которых необходимо сосредоточить внимание (условия содержания, основания для содержания, обеспечение определенных прав и законных интересов и т.д.);
- перечень основных мероприятий, которые планируется провести в период посещения (осмотр территории и помещений учреждения, посещение камер, карцеров, стационарных отделений, прогулочных двориков, библиотек, столовых, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещений для обеспечения личной безопасности осужденных и т.д., беседы с лицами, содержащимися в учреждении, по вопросам, входящим в компетенцию работы общественной наблюдательной комиссии, обсуждение с сотрудниками вопросов, связанных с обеспечением законных прав и интересов лиц, содержащихся в месте принудительного содержания, исследование документации учреждения, содержащей информацию по вопросам общественного контроля и т.д.)
- сроки проведения посещения;
- количество и состав рабочей группы, распределение между ними вопросов, подлежащих общественному контролю;
- привлечение к проведению инспектирования специалистов различных профилей (сотрудников производственных или медицинских служб ФСИН, МВД, МО, работников пожарного надзора, инспекторов по охране труда и техники безопасности и т.д.)
- перечень предварительных заданий (запросов) конкретным службам по подготовке необходимых справок, сведений и иных материалов и документов;
- планирование формы итогового документа (справки, акта и т.п.).
Необходимо учитывать, что в процессе проведения посещения места принудительного содержания могут появиться и дополнительные вопросы, которые скорректируют изначально намеченные планы.
При определении объекта общественного контроля необходимо обратить внимание как на общую характеристику режима, воспитательной работы в учреждения, категории содержащихся в нем лиц, так и на неформальную структуру управления, сложившуюся в данном учреждении, практику поощрений и взысканий, традиции деятельности учреждения, степень обеспечения прав сотрудников места принудительного содержания.
Важно при планировании посещения учитывать возможность выявления проблем, мешающих функционированию учреждения (решить которые сама администрация места принудительного содержания не в состоянии ввиду объективных причин), в соответствии с его целевым предназначением.
Основной перечень вопросов, включаемых в план посещения, целесообразно разделить на отдельные группы и подгруппы (например, в области медицинского обеспечения: обеспечение лекарствами и штатом соответствующих специалистов, раздельное содержание инфекционных больных от здоровых лиц, обеспечение лечения больных лиц, освобождение их от работы и т.д.), что позволит более эффективно ориентироваться членам рабочей группы при проведении посещения.
§2. Организация посещения места принудительного содержания
Посещение рабочей группы учреждения проводится в согласованном составе и даты посещения. Посещение учреждения, как правило, проводится в период с 8.00 до 23.00. В случае обоснованной и крайней необходимости, при посещении изоляторов временного содержания органов МВД, - в ночное время.
Основание для пропуска в учреждение является мандат члена наблюдательной комиссии. Для привлеченных лиц, по согласованию, - документ, удостоверяющий личность.
При посещении учреждений мест принудительного содержания представители наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, обеспечивающих работу учреждения, подчиняться законным требованиям администрации, соблюдать меры собственной безопасности.
Для организации инспекционного посещения учреждения членами общественной наблюдательной комиссии формируется рабочая группа в составе не менее 2 человек. Состав группы формируется на заседании комиссии, либо по собственной инициативе членов комиссии.
Рабочая группа выбирает руководителя группы и назначает дату инспекционного посещения учреждения (учреждений).
При обращении региональных управлений в наблюдательную комиссию с просьбой об организации экстренных инспекций наблюдательной комиссии и оказании содействия в разрешении конфликтных ситуаций, решение об этом принимаются в оперативном порядке через председателя комиссии либо его заместителей.
О принятом решении, об инспектировании учреждения уведомляется соответствующее региональное управление мест принудительного содержания. Решение о направлении соответствующего уведомления и о проведении инспектирования вправе принять рабочая группа из не менее чем двух членов комиссии.
В уведомлении представляется информация о дате посещения, составе группы и ответственном лице. Текст уведомления представляется в региональное управление в письменной форме почтовым, факсимильным сообщением, телефонограммой либо явочным порядком.
Уведомление представляется в адрес руководителя соответствующего регионального управления до проведения визита, в пределах сроком, установленными ведомственными Положениями. В случае срочной необходимости проведения инспекции, наблюдательная комиссия может согласовывать визит в учреждении с региональным управлением в оперативном порядке.
В том случае, если в ответ на уведомление региональное управление сообщает, что видит препятствие в проведении намеченного визита, председатель (заместитель), руководитель рабочей группы наблюдательной комиссии, может продолжить согласования для изменения даты визита, состава группы, либо истребовать письменный ответ с обоснованием отказа в посещении для последующего обжалования.
Отказ в посещении от имени наблюдательной комиссии может быть обжалован в орган, в непосредственном подчинении которого находится региональное управление, в прокуратуру, либо в суд – от лица членов наблюдательной комиссии.
К посещениям могут быть привлечены специалисты, члены Общественных советов при региональных управлениях, а также представители общественных объединений. Возможность их участия в посещении в составе рабочей группы наблюдательной комиссии согласуется с региональными управлениями мест принудительного содержания при направлении уведомления.
По договоренности визиты в учреждения могут быть проведены совместно с представителями региональных управлений или органов прокурорского надзора.
Посещение рекомендуется начинать с ознакомительной беседы с представителями администрации учреждения, с получения необходимой информации и обсуждением порядка работы членов рабочей группы в учреждении.
Часть I. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
§1. Методические рекомендации членам общественной наблюдательной комиссии для посещения следственных изоляторов
Перед посещением следственного изолятора, необходимо ознакомится с основными положениями и понятиями, чтобы иметь представление о специфики деятельности данного учреждения:
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
- Конституция Российской Федерации
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
- Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»
- Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189
- Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста РФ от 25.11. 1999 г. № 20 (в ред. 05.03.2004)
Назначение следственных изоляторов.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Категории лиц, содержащихся в следственных изоляторах.
1. В следственном изоляторе содержатся лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
2. В следственном изоляторе могут быть оставлены либо переведены в следственный изолятор из исправительных учреждений осужденные к лишению свободы для участия в следственных действиях, а также судебных разбирательствах в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого в порядке, установленном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
3. В следственном изоляторе отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этого учреждения, а также осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственном изоляторе с их письменного согласия. Исполнение иных видов наказания в следственном изоляторе запрещается. (пп. 1.5. – 1.7. «Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденного приказом Минюста РФ от 25.11. 1999 г. № 20 (в ред. 05.03.2004))
Основные понятия:
- содержание под стражей - пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом (п.42 ст.5 Уголовно-процессуального кодекса РФ)
- подозреваемый и обвиняемый - лица, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст.2 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»)
При инспектировании следственного изолятора можно выделить несколько направлений общественного контроля:
- законность и обоснованность содержания под стражей
- обеспечение условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
- обеспечения условий отбывания наказания в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов
- медицинское обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе
- привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду
- организация и обеспечение условий труда осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственного изолятора
- работа с предложениями, жалобами и заявлениями подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе и т.д.
По социальным признакам можно выделить для инспектирования обеспечения услови