НПМ и детские учреждения — международный опыт

Полномочия НПМ в отношении посещений частных и государственных учреждений по уходу за детьми, которые были помещены по решению суда

1.1.Введение

Тематический раздел данного Бюллетеня посвящен полномочиям НПМ в отношении частных и государственных учреждений по уходу за детьми, которые были помещены туда по решению суда. Для полноты материалов и обобщения всех ответов в одном месте в данном Бюллетене содержатся ниже все полученные ответы.


НПМ Люксембурга задал несколько вопросов коллегам из Европейской сети НПМ в июне, для того чтобы провести сравнение ситуации с полномочиями разных НПМ в регионе СЕ, в том что касается посещений частных и государственных учреждений по уходу за детьми, которые были помещены туда по решению суда. Многие НПМ ответили на эти вопросы, и их ответы в полном объеме включены в этот Бюллетень.


В частности, от НПМ Люксембурга к Сети европейских НПМ была обращена просьба поделиться "любой информацией, касающейся полномочий (или вашей деятельности, если это применимо) НПМ, в отношении посещений частных или государственных учреждений по уходу за детьми, размещенных там по решению суда (без какого-либо уголовного прошлого, исключительно в целях безопасности, социальных, образовательных или связанных с семьей задач)".


1.2.Обзор ответов от европейских НПМ



Ответ от НПМ Азербайджана


В ответ на ваш запрос мы хотели бы информировать вас, что в соответствии с конституционным законом, регулирующим деятельность Уполномоченного по правам человека, этот Уполномоченный, а также члены Национальной превентивной группы по предупреждению пыток (НПГ) имеет такие права, как получить доступ в любой момент, без препятствий и предварительного уведомления, в места, в которых содержатся лица, которым не разрешается покидать их по своей воле, наряду с "традиционными" местами лишения свободы, встречаться и проводить собеседования в частном порядке с любым лицом, а также иметь доступ ко всем документам, связанным с условиями содержания, вести протокол принятых мер и их результатов (кроме того, он имеет право давать соответствующие рекомендации компетентным государственным органам и получать ответ, в установленный срок, на эти рекомендации). Поскольку открытые и закрытые специализированные образовательные учреждения Министерства образования относятся к такой категории, то они включены в список учреждений, посещаемых НПМ.


Открытые образовательные учреждения принимают несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (комиссии действуют на уровне местных исполнительных органов):

- Несовершеннолетние в возрасте 8-18 лет, нуждающиеся в особом педагогическом подходе (для несовершеннолетних в возрасте старше 14 лет с их согласия или с согласия их родителей или законных представителей);

- Несовершеннолетние, которые совершили действия, не представляющие значительной общественной угрозы, и менее серьезные правонарушения, но не достигшие возраста, который позволяет преследовать их в уголовном порядке;

- Несовершеннолетние, считающиеся плохо адаптированными (с согласия их родителей или законных представителей);

- Несовершеннолетние, зарегистрированные в органах внутренних дел в связи с различными правонарушениями, которые не поддаются реабилитации.


Специализированные учебные заведения закрытого типа принимают несовершеннолетних в возрасте 11-17 лет на основании решения суда:

- Несовершеннолетние, которые совершили тяжкие преступления или особо тяжкие преступления, но при этом не достигли возраста, позволяющего преследовать их в уголовном порядке;

- Несовершеннолетние, достигшие возраста, позволяющего преследовать их в уголовном порядке, которые совершили менее тяжкие преступления, но при этом освобождаются от отбытия срока на основании решения суда.

Во время посещений НПГ таких учреждений проверяются условия в спальных комнатах, классах, помещениях для образования и досуга, библиотеках, кухнях, столовых, ванных комнатах и административных помещениях, а также условия содержания, обращения, образования или организации досуга, и при этом проводятся собеседования с детьми в частном порядке и в группе, им разъясняются их права.

Министерство образования принимает во внимание и реализует задачи и рекомендации, которые предоставляются на регулярной основе Уполномоченным в связи с выявленными недостатками".


Ответ от НПМ Чешской Республики


"Усилия по улучшению обращения и условий жизни детей в детских учреждениях


В 2011-2013 годах чешский НПМ (Общественный защитник прав) сосредоточил свои усилия на предупреждении плохого обращения в учреждениях, в которые могут попадать дети, находящиеся под угрозой, начиная с рождения и до совершеннолетия. Общественный защитник посетил 39 объектов, в которых осуществляется организованный уход (детские дома, учреждения с ограничительным режимом для детей с серьезными проблемами в сфере воспитания, а также объекты для предупреждения и диагностики и учреждения для детей-иностранцев), и 11 объектов здравоохранения (учреждения для младенцев и психиатрические больницы для детей). Кроме того, он проводил неоднократные инспекции 7 уже осмотренных учреждений, для того чтобы проверить соблюдение своих предыдущих рекомендаций.


Помимо вопросов обращения с детьми, Общественный защитник сосредоточился и на других темах, связанных с уходом в учреждениях: возможности для детей в детских учреждениях получить уход со стороны приемной семьи, право родных сестер и братьев проживать вместе в учреждении, реабилитационная работа с биологической семьей, направленная на воссоединение с ребенком, и деятельность социальных работников, имеющих полномочия по защите интересов детей. Кроме того, общественный защитник продолжает анализировать судебные решения (общее число – 996), на основании которых дети в детских учреждениях были изъяты у своих родителей. При этом была получена уникальная информация о положении этих детей, включая информацию о наиболее частых причинах помещения в детские учреждения. Общественный защитник также получил информацию о характере представительства детей в суде (доля неадекватного представительства, когда ребенка представлял социальный работник, который одновременно подавал запрос о том, чтобы изъять ребенка из семьи) и о доступе ребенка к суду или, в случае необходимости, праве ребенка на то, чтобы быть заслушанным в суде.


С точки зрения предупреждения плохого обращения в более широком смысле, эта информация была использована для анализа процесса размещения детей в детских учреждениях, контактов с соответствующими государственными органами в отношении предлагаемых систематических изменений, а также для информирования общественности.


Помимо докладов о посещении соответствующих учреждений, Общественный защитник опубликовал также Стандарты ухода за детьми, находящимися под угрозой, и их семьями, в которых изложено желательное обращение с детьми в детских учреждениях и соответствующие рекомендации государственным органам.


Для того чтобы в максимальной степени обеспечить распространение этих рекомендаций, Общественный защитник организовал в целом семь встреч с представителями осмотренных учреждений и другими партнерами. Общественный защитник также организовал обсуждения на встрече с психиатрами, занимающимися детьми и молодежью, и специализированными сотрудниками из детских учреждений, сотрудничество с которыми выявило недостатки. Они договорились о необходимости обсуждать и анализировать общие вопросы, связанные с уходом за детьми с серьезными нарушениями в сфере поведения (вызывающее поведение). Кроме того, для продвижения знаний НПО, рекомендаций и вновь сформулированных стандартов оказалось полезным организовать семинары с сообществом специалистов, один из которых прошел в помещении палаты депутатов Чешской Республики. Таким образом, необходимая информация была в максимальном объеме доведена до сведения должностных лиц и законодателей. Были приглашены также представители Конституционного суда, Правительственный уполномоченный по правам человека, Правительственный уполномоченный по представительству в Европейском суде по правам человека, директор Чешского комитета ЮНИСЕФ, региональные представители, представители детских домов и учреждений, неправительственные организации и молодежь, которая проживает в этих учреждениях или недавно их покинула.’



Ответ от НПМ Словении


Посещения учреждений для ухода и воспитания детей и подростков с эмоциональными и поведенческими расстройствами


Общие комментарии


В Словении имеются 10 учреждений для ухода и воспитания детей и подростков с эмоциональными и поведенческими расстройствами ("учреждения"), относящиеся к ведению Министерства образования, науки и спорта. Имеется одно учреждение в ведении Министерства труда, по делам семьи и социальным вопросам, которое было создано для подготовки детей и молодежи с психическими расстройствами, направляемых в образовательные учреждения в качестве воспитательной меры. Подростки попадают в это учреждение на основе решений, принятых центрами по социальной работе (например, в силу отсутствия безопасности или наличия рисков в семье), на основании решений судов (как форма воспитательной меры) или решения о помещении в учреждение в рамках образовательной программы.


Количество посещений и места расположения объектов

В 2012 году состоялось посещение четырех учреждений:

• Образовательный центр с проживанием им. Франа Мильчинского в городе Смледник,

• Дом для несовершеннолетних в городе Ярше,

• Центр подготовки, работы и ухода в Чрна на Корошкем,

• Начальная школа Вержей, терапевтический интернат Вержей.

Организация учреждений и рекомендации со стороны НПМ

Одно из учреждений - Дом для несовершеннолетних в городе Ярше - организовано в форме общежитий, расположенных в частных домах или отдельных квартирах в разных местах Любляны. Согласно нормам, в группе размещаются восемь молодых людей. Как правило, в каждом общежитии имеются специалисты-воспитатели. Кроме того, отдельно нанимается домохозяйка, которая занимается общежитием, где помимо учащихся средней школы проживают и дети, посещающие начальную школу. Данные учреждения имеют собственную внутреннюю программу начальной школы с шестого по девятый классы. Некоторые подростки, проживающие в общежитиях, посещают и внешние начальные школы, притом что учащиеся средней школы посещают обычные средние школы. Особой чертой данного учреждения является то, что среднюю школу посещают учащиеся, первоначально покинувшие обычное среднее образование по разным причинам. Предусматривается краткосрочное и интенсивное профессиональное и терапевтическое лечение, которое ориентировано на развитие особых личностных характеристик и приобретение функциональных и социальных навыков и знаний. Подростки участвуют в этой программе не более чем в течение одного школьного года, затем они возвращаются в свою предыдущую среднюю школу.


Второе учреждение - Образовательный центр с проживанием им. Франа Мильчинского в городе Смледник – является комбинированным учреждением с точки зрения своей организации. Основной вид деятельности осуществляется в форме общежития с традиционной моделью воспитания – в группах. Имеется одно общежитие, расположенное в других помещениях. Принимается не более 12 подростков, включаемых в эти группы, в соответствии с нормами. В учреждении имеется внутренняя начальная школа. Учащиеся средней школы из общежития посещают обычную среднюю школу в Любляне.


Два других учреждения (терапевтический интернат Вержей и Центр подготовки, работы и ухода в Чрна на Корошкем) организованы традиционно и их деятельность осуществляется в помещениях, организованных как спальни. Центр подготовки, работы и ухода в Чрна на Корошкем относятся к ведению Министерства труда, по делам семьи и социальным вопросам и в результате решения от 2010 года выполняет роль учреждения, ответственного за детей и подростков с психическими расстройствами, которые направляются в учреждения в качестве воспитательной меры.

НПМ полагает, что для молодых людей, испытывающих эмоциональные и поведенческие расстройства, жизнь и работа в общежитиях является подходящей организационной моделью. Однако такого типа лечение может быть слишком напряженным для тех, кто испытывает серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы, и поэтому, по мнению НПМ, имеет смысл сохранить традиционную организационную модель образования и воспитания, по крайней мере в небольших масштабах, и размещать детей и подростков в образовательных группах.


Учитывая все особые обстоятельства жизни и работы в осмотренных учреждениях, НПМ предложил Министерству образования, науки и спорта рассмотреть принятие специального закона или независимых законодательных положений в рамках существующего законодательства, которые бы конкретно регулировали организацию и деятельность учебных заведений для ухода в целях воспитания. Однако ответственные лица в своем ответе отмечают, что руководители этих учреждений не могут гармонизировать свои предложения таким образом, чтобы это было приемлемо для всех, учитывая особые черты каждого отдельного учреждения.


При посещении Центра подготовки, работы и ухода в Чрна на Корошкем в ведении Министерства труда, по делам семьи и социальным вопросам были рассмотрены проблемы, вызванные применением воспитательных мер в отношении перевода лиц в центр подготовки (одна из этих тем отражена в ежегодном докладе омбудсмена за 2012 год, в главе "Ограничение личной свободы"). Было подчеркнуто, что в соответствии с выводами НПМ, существуют серьезные проблемы, которые требуют принятия как можно скорее необходимых мер, таким образом, чтобы каждая мера в отношении перевода в образовательное учреждение анализировалась и проверялась обоснованность такого решения.


Действительно, воспитательная мера в виде перевода лица в подготовительный центр, о чем принимается решение, но при этом оно не реализуется, не имеет воздействия, поскольку нет структуры (уполномоченной и подходящей) для реального выполнения такой меры. Поэтому необходимо, чтобы Министерство труда, по делам семьи и социальным вопросам, Министерство юстиции и государственной администрации и Министерство образования, науки и спорта как можно скорее приняли все необходимые меры (в том числе потенциальные и необходимые изменения в регулирующих документах), для того чтобы обеспечить гладкое применение такой воспитательной меры.


НПМ также обратился с предупреждением в Центр подготовки, работы и ухода в Чрна на Корошкем, в котором говорится, что в соответствии с положениями ZDZr, специальные меры защиты могут использоваться в отделениях только при особом надзоре (палаты безопасности) в психиатрических больницах или в безопасных помещениях учреждений по социальному уходу. Вышеуказанное учреждение не является ни психиатрической больницей, ни признанным безопасным объектом. В результате этого, принятие внутреннего юридического документа, касающегося использования особых мер защиты, со ссылкой на ZDZdr, является необоснованным, поскольку это не имеет под собой правовой основы. Было рекомендовано, чтобы внутренний юридический документ (приказ о применении специальных мер защиты в Центре подготовки, работы и ухода в Чрна на Корошкем) был отменен. После этого приказ о применении специальных мер защиты был действительно отменен.


Во время посещения интерната в Вержей было установлено, что один из несовершеннолетних, направленный сюда для воспитательной подготовки, не должен был находиться в этом учреждении, поскольку данное учреждение не относится к категории, осуществляющей такие меры. Было предложено, чтобы данный несовершеннолетний был размещен в учреждении (в сотрудничестве с соответствующим центром по социальной работе), которое соответствовало бы положениям ZIKS-1.


Персонал и условия проживания и рекомендации НПМ


Учитывая стандарты и нормы, регулирующие условия работы с молодежью, испытывающей эмоциональные и поведенческие расстройства, количество специалистов в осмотренных учреждениях было достаточным, так же как и тип и уровень их подготовки. Они являются экспертами с университетским образованием в области социальной педагогики, психологии или социальной работы, а ряд специалистов прошли дополнительную подготовку для работы с этой группой людей. Во время посещений отмечалось, что получение дополнительной квалификации в сфере социальных и педагогических наук связано с проблемой, поскольку факультет образования не имеет такого типа образовательных программ уже несколько лет. Именно поэтому НПМ рекомендует в срочном порядке ввести эту программу. Министерство образования, науки и спорта объяснило в своем ответе, что они согласны с этой рекомендацией и что факультету направлено несколько инициатив в этой связи.


Во всех трех осмотренных учреждениях (дом для несовершеннолетних в городе Ярше, Центр подготовки, работы и ухода в Чрна на Корошкем, терапевтический интернат Вержей) пространство и оборудование было достаточным, в то время как в Образовательном центре с проживанием им. Франа Мильчинского в городе Смледник было отмечено, что мебель в помещениях и комнатах для проживания несовершеннолетних была довольно старой. Именно поэтому к Министерству образования, науки и спорта была обращена просьба со стороны НПМ обеспечить финансирование для ремонта и закупки новой мебели. Рекомендация была принята данным министерством, которое взяло на себя обязательство обеспечивать выделение соответствующих финансовых средств, как только это представится возможным.


Работа – высокая оценка и рекомендация со стороны НПМ


Для того чтобы уменьшить опасения в отношении проживания во всех этих учреждениях, для несовершеннолетних и их родителей подготовлена презентация индивидуального помещения в общежитии. В учреждениях, которые были осмотрены, имеются также публикации с основной информацией об их работе. Информационные материалы размещаются и на вебсайте каждого отдельного учреждения. В ряде случаев наблюдались определенные недостатки и устаревшая информация, и об этом было сообщено руководству данных учреждений. Руководство должным образом приняло во внимание рекомендации НПМ, и в течение короткого времени информация была уточнена.


Со стороны НПМ было также предложено, чтобы учреждения провели междисциплинарное обсуждение о необходимости создания диагностического центра отбора ("временного центра для несовершеннолетних", как это называлось в прошлом) для размещения молодых людей в течение короткого времени на первом этапе их направления в учреждение, а именно от трех до четырех месяцев. НПМ придерживается позиции, согласно которой наблюдение и понимание каждого отдельного подростка облегчит и сделает более профессиональным подбор учреждения для него.


Как правило, для каждого подростка лица, ответственные в учреждениях за программы, разрабатывают индивидуальную образовательную программу, совместно с деятельностью, направленной на успешное личное развитие, и это делается в течение нескольких дней после приема молодого человека. На основании выборочного анализа анкет подростков было установлено со стороны НПМ, что личная документация молодых людей ведется образцово. Однако в том, что касается индивидуальных планов, НПМ сделал рекомендацию учреждениям, чтобы это подписывалось самим несовершеннолетним, помимо директора учреждения, то есть, чтобы это было большим признанием самого подростка и большей ответственностью в связи с его участием в процессе подготовки и воспитания.


Во всех учреждениях любые нарушения правил поведения и других разрушительных поступков рассматриваются напрямую в контексте отношений между подростком и учреждением, при этом достигаются договоренности и потом эти проблемы отслеживаются, как на индивидуальной основе, так и на групповых встречах. В отношении серьезных нарушений правил предусматриваются такие наказания, как конфискация компьютера, запрет на выход в город, изоляция нарушителей в их собственной комнате, необходимость для нарушителей проделать дополнительную работу, отсрочка в их отъезде домой или запрет на их отъезд домой. В качестве поощрения за соблюдение правил и соответствующее поведение предусматриваются досрочный отъезд домой, посещение кинотеатра, посещение аквапарка или любые другие мероприятия, которые привлекательны и нравятся молодежи. Но между учреждениями существуют различия в отношении воспитательных мер, поскольку в некоторых местах нарушение внутренних правил, неповиновение и неправильное поведение наказываются также запретом на посещение дома в выходные дни. Исходя из этого, учитывая различия в отношении воспитательных мер в отдельных учреждениях, когда нарушаются правила, со стороны НПМ было предложено, чтобы социальные и педагогические работники рассмотрели возможность разработки руководящих принципов для воспитательного плана (как это предусматривается в начальных школах, в соответствии с законом о начальных школах), совместно с правилами проживания в учреждениях, вытекающих из такого плана, а также варианты апелляций и процедуры подачи и рассмотрения жалоб.


Было установлено, что особое внимание в осмотренных учреждениях уделялось сотрудничеству с родителями или опекунами подростков. Родители официально участвовали в жизни и в работе каждого учреждения через родительский совет и совет учреждения.


Воспитание является главной ценностью каждого учреждения. Несовершеннолетние могут вовлекаться в разные образовательные программы и профессиональную подготовку либо напрямую через учреждение, либо при посещении школ. Учреждения поощряют подростков в том, чтобы активно проводить свой досуг. Ими организуются различные мероприятия для того, чтобы молодежь могла раскрыть и развивать свои таланты.


Проблемы, связанные с незаконными наркотиками, алкоголем и курением, решаются по-разному. Различается и отношение к тому, как решать эти проблемы; в итоге НПМ предложил учреждению рассмотреть вопрос о разработке единообразной стратегии в отношении лечения зависимости от незаконных наркотиков, алкоголя и курения.


НПМ также предложил проводить систематическую подготовку подростков в осмотренных учреждениях в отношении последствий и влияния использования незаконных наркотиков, алкоголя и курения, а также о последствиях поведения, связанного с рисками, о предупреждении ВИЧ-инфекции, гепатита и лечении плохих привычек и зависимости. На рекомендацию НПМ ответил только Дом для несовершеннолетних в городе Ярше, уверив, что рекомендация будет выполняться и что будет усовершенствована деятельность, которая будет тщательно продумана и которая уже проводится с несовершеннолетними.


Во время своего посещения интерната в Вержей был проанализирован вопрос о подростках с психиатрическими проблемами и с очень агрессивным поведением. По мнению (также) НПМ, уход за этими молодыми людьми осуществляется не очень хорошо. В своем ответе Министерство образования, науки и спорта заявило, что оно знает об этих проблемах, но решение их относится к полномочиям Министерства здравоохранения.


Идея квартир для молодежи, разработанная в интернате в Вержей, особо приветствовалась со стороны НПМ. Это – специальная форма обращения с подростками вне учреждения. Некоторые молодые люди фактически не могут вернуться в свою семью после завершения лечения (в связи с неблагоприятной семейной обстановкой или плохими жилищными условиями), но они и не готовы вести полностью независимый образ жизни. По согласованию с центрами по социальной работе было решено, что такие подростки будут размещаться в квартирах для молодых людей. Эти молодые люди будут жить в небольших съемных квартирах или комнатах и продолжать свое школьное образование. Иногда, или если это необходимо, они будут поддерживать контакт со своими воспитателями, для того чтобы посоветоваться с ними о том, как себя вести в определенных случаях, и для того, чтобы получить помощь при их собственной ответственности за свою независимую жизнь.


НПМ полагает, что молодежные квартиры – это такая форма проживания, которая подходит для всех, кто все еще не может вести полностью независимую жизнь после того, как покинул учреждение, но при этом не имеет возможности жить в собственных условиях, следовать ролевой модели или получать помощь от своей собственной семьи. Исходя из этого, было предложено, чтобы идея молодежных квартир была усовершенствована и распространена на другие учебные заведения, занимающиеся воспитанием.


На эту позитивную идею откликнулся интернат в Вержей, приняв рекомендацию, в рамках собственных возможностей, и заявив, что будет стремиться осуществлять этот принцип не только на практике, но и в системе, занимающейся уходом за подростками с эмоциональными и поведенческими нарушениями.


Вывод


Поступило мало жалоб со стороны подростков во время собеседований на обращение со стороны сотрудников учреждений, а также заявлений о нарушении прав человека. И это очевидно вдохновляет. Таким образом, по мнению НПМ, осмотренные учреждения работают хорошо и должным образом выполняют свои задачи".


Ответ от НПМ Испании


"С самого начала деятельности испанского омбудсмена все вопросы, связанные с детьми и молодежью, рассматривались не только как заслуживающие интерес, но и как высший приоритет.


С тех пор омбудсмен подготовил и опубликовал ряд документов, напрямую затрагивающих эту тему. Среди них – исследование 1991 года в отношении положения детей в детских учреждениях и центрах содержания под стражей; доклад 2002 года о первом годе действия закона, регулирующего уголовную ответственность несовершеннолетних; два доклада о насилии в школах – в 2000 и 2007 году, соответственно, и исследование, связанное с учащимися-иммигрантами в Испании, опубликованное в 2003 году.


Наконец, в 2009 году, перед тем как стать НПМ, омбудсмен Испании подготовил и опубликовал исследование "Центры защиты детей с расстройствами поведения и в трудной социальной ситуации".


После вышеупомянутых примеров, после начала деятельности испанского НПМ в 2010 году, приоритетом стали мониторинговые посещения центров воспитания несовершеннолетних. В эти центры помещаются несовершеннолетние на основе решения суда после совершения уголовного правонарушения.


Впоследствии с марта 2010 года испанский НПМ провел мониторинг 24 центров для несовершеннолетних правонарушителей по всей Испании, причем 4 из них были посещены дважды. С результатом этих посещений в 2010, 2011 и 2012 годах можно ознакомиться в докладах НПМ за эти годы.


Во время этих посещений, проводившихся без объявления и как правило длящихся два-три дня, группа НПМ дополняется внешними техническими экспертами в сфере детской психиатрии и психологии. При посещении проводится собеседование с сотрудниками и несовершеннолетними, контролируются помещения, а также книги записи, личные и дисциплинарные досье, протоколы применения средств ограничения движения и медицинского обслуживания.


Поскольку НПМ добился широкого и глубокого понимания того, как осуществляется лишение свободы в этих местах, было решено включить детские центры содержания в следующую программу мониторинга, с использованием такой же методологии".


Ответ от НПМ "бывшей югославской республики Македония"

В 2011 году НПМ посетил учреждения для детей и молодежи с расстройствами поведения и с образовательно-социальными проблемами. Необъявленные посещения прошли в Государственном учреждении для детей и молодежи с расстройствами поведения - "Ранка Миладиновик", где, в соответствии с законодательством, размещаются, обучаются и получают начальное образование дети и подростки с нарушением поведения в возрасте от 10 до 18 лет, при этом среднее образование предоставляется в соответствующих учебных заведениях. Несовершеннолетние в основном удовлетворены обращением со стороны сотрудников данного учреждения. Никто из опрошенных несовершеннолетних не жаловался на плохое обращение, физическое или иное насилие со стороны сотрудников учреждения. Жалобы в основном касались реализации права на медицинский уход в связи с запозданием в получении купонов на медицинскую страховку от центров социальной работы.


И хотя это учреждение, так же как и Учреждение по делам детей и молодежи с образовательно-социальными проблемами, осуществляло процесс обучения, мы отметили практику постоянного перевода несовершеннолетних из одного учреждения в другое, что ставит под сомнение качество образовательного и воспитательного процесса. НПМ полагает, что эта практика передачи ответственности за ситуацию и работа с этими несовершеннолетними является систематической проблемой и свидетельствует об остракизме в отношении этой категории несовершеннолетних и о том, что их относят к категории "лиц, проявляющих насилие, безнадежных и проблемных". Такая ситуация не способствует выявлению и искоренению проблем, которые лежат в основе поведения этой категории детей, проводящих большую часть своей жизни в социальных учреждениях и часто оказывающихся в образовательно-исправительном учреждении или в тюрьме для несовершеннолетних.


Мы получили также жалобы на насилие среди самих учащихся, что ставит вопрос о превентивных мерах со стороны сотрудников для борьбы с такого рода поведением, в том числе и об ответственности руководителей этих учреждений за обеспечение защиты несовершеннолетних, размещаемых в этих учебных заведениях.


В 2012 году Национальный превентивный механизм посетил Государственное учреждение для детей с образовательными и социальными проблемами в Скопье. Посещение этого учреждения проводилось на нескольких этапах. Сначала группа Национального превентивного механизма обсудила вопросы с директором, затем были осмотрены жилые помещения, общественные помещения, туалеты и души, медицинский кабинет и бюро социального работника. Во время посещения с большой группой детей, которые находятся в этом учреждении, были проведены беседы, а также с большинством сотрудников (с психологом, социальным работником и медсестрой), которые во время посещения находились на своих рабочих местах. Были рассмотрены также досье нескольких лиц, размещенных в учреждении, в которых содержались медицинские отчеты и социальная история. Все посещение данного учреждения осуществлялось в сотрудничестве с руководителями и сотрудниками, и группа НПМ имела беспрепятственный доступ к местам проживания и полную свободу выбора лиц для собеседования. Дети, проживающие в учреждении, выразили свою удовлетворенность в связи с управлением учреждением и заявили, что директор прислушивается к их мыслям, предложениям и жалобам. Они удовлетворены работой сотрудников и чувствуют, что их отношение хорошее, за некоторыми исключениями. Жалоб на физическое насилие со стороны сотрудников не было, но были жалобы на насилие среди самих учащихся. Другие жалобы в основном связаны с качеством и количеством продуктов и отопления помещений для проживания и питания. Группа НПМ осмотрела помещения, в которых проживают учащиеся, и сделала вывод, что эти условия в основном отвечают желаемым стандартам и должным образом приспособлены для проживания несовершеннолетних, при этом они сами могут дополнительно оборудовать свои помещения. Часть мебели в комнатах, которые были осмотрены, была повреждена и требует ремонта для того, чтобы использовать ее в новых помещениях учреждения. Условия в классных комнатах удовлетворительные, они должным образом отапливаются и оборудованы для занятий. В этом учреждении действует центр для несовершеннолетних, созданный на основании закона о ювенальной юстиции, и хотя он и новый, уже есть определенные повреждения, требующие регулярного ремонта.


Учреждение имеет медицинский кабинет, где осматриваются ученики с несложными заболеваниями, и в учреждении есть медсестра, которая участвует и в воспитании здоровых жизненных привычек, и предупреждении заболеваний, передаваемых половым путем. В этом же учреждении размещены убежища для женщин – жертв бытового насилия и для перемещенных лиц, что может негативно сказываться на воспитании и коррективном обращении с учениками, которые имеют образовательные и социальные проблемы.


В 2013 году Национальный превентивный механизм заявил о повторном посещении Государственного учреждения для детей с образовательными и социальными проблемами в Скопье. Цель этого посещения состояла в том, чтобы оценить уровень выполнения рекомендаций, которые были даны в отдельном докладе НПМ в 2012 году, а также выявить риски с целью предупреждения пыток или иного жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Посещение государственного учреждения для детей было проведено поэтапно. Сначала группа НПМ встретилась с одним сотрудником (юристом), который занимается сменой в секции прямого надзора, а затем осмотрела помещения для проживания, общие помещения, санитарные узлы, душ и т.д. НПМ также проинспектировал соответствующие документы и индивидуальные планы учащихся. Во время своего повторного визита НПМ пришел к выводу, что рекомендации омбудсмена, как Национального превентивного механизма, представленные по итогам его визита в феврале 2012 года государственному учреждению и Министерству труда и социальной политики, были выполнены или частично выполнены. Во время этого последнего посещения большинство помещений было отремонтировано, например, отдел наблюдения, первое и второе мужское отделения и смешанное отделение, были установлены новые двери и окна, кровати и т.д. С точки зрения гигиены в своем первом докладе НПМ рекомендовал укрепить контроль в этой области и организовать отдельные занятия по основным жизненным навыкам. При этом, хотя руководство учреждения и заявляло о том, что такие воспитательные занятия состоялись, с целью поддержания гигиены, в некоторых группах, прежде всего в подготовительной группе, отмечалось отсутствие гигиены.


В том же отделении НПМ выявил низкий уровень гигиены у размещенных там несовершеннолетних. НПМ делает вывод о том, что необходимо продолжить воспитание несовершеннолетних, обучая их важности постоянного поддержания гигиены. Что касается возможного насилия среди несовершеннолетних, то НПМ попросил руководство учреждения усилить надзор и разработать протоколы по профилактике насилия среди несовершеннолетних, размещенных в учреждении. Кроме того, НПМ попросил вести специальный реестр/книгу с регистрацией всех случаев физического насилия среди детей и случаев нанесения себе травм.


Во время повторного визита отмечалось, что государственное учреждение не начало вести такой реестр регистрации случаев физического насилия между детьми и случаев нанесения

© 2024 www.ural-chp.ru